75 лет Sennheiser: рассказ о компании, изменившей мир звука

К 75-летию компании мы подготовили 5 фактов об истории и продуктах Sennheiser. И это был бы очередной скучный текст, если бы не одно «но»: каждый из этих фактов перевернул мир звука. Так что не рассказать о них нельзя. Сейчас мы погрузимся в сладкую ностальгию. А вы – узнаете интересное о компании и сможете блеснуть эрудицией в дружеской беседе.

С чего все начиналось

Коротко об истории компании до первых инноваций в 1957 году.

· 1 июня 1945 год. Профессор Фриц Зенхайзер открывает компанию Laboratorium Wennebostel (LaborW) в городе Ведемарк. Фриц выбирал между двумя своими увлечениями: ландшафтным дизайном и электротехникой. Но сразу после Второй мировой войны людям было не до красивых лужаек. В первый год существования деятельность LaborW было сосредоточена на ремонте и производстве вольтметров.

· 1947 год. Компания разрабатывает свой первый микрофон.

· 1956 год. LaborW создает микрофон-пушку.

· 1958 год. Название компании меняется на Sennheiser Electronic в честь основателя. Первую революцию в звуке инженеры Sennheiser совершили годом ранее еще под названием LaborW.

Здесь начиналась история Sennheiser
Здесь начиналась история Sennheiser

Гайд по инновациям: как продукты Sennheiser определяли мир звука

1. Юмористические скетчи на службе инноваций – первый беспроводной микрофон Mikroport

В 1957 году на выставке во Франкфурте мир увидел первые беспроводные микрофоны. Теперь ведущим и музыкантам больше не нужно было выбирать: стоять на месте или путаться в проводах во время движения по сцене. Система Mikroport состояла из микрофона, передатчика и приемника. Работать с передатчиком можно было до 10 часов без перерывов на расстоянии до 100 м от приемника. Свобода от проводов определила развитие индустрии на годы вперед.

В популяризации беспроводных микрофонов помог известный немецкий ведущий и актер Петер Франкенфельд. Перед одним из юмористических скетчей он прикрепил к системе Mikroport провод. Во время выступления он много ходил по сцене, запутался в проводе и «в гневе» отрезал его. О чудо, звук не пропал! Этот случай потом долго обсуждали в медиа, помогая повысить продажи Mikroport.
В популяризации беспроводных микрофонов помог известный немецкий ведущий и актер Петер Франкенфельд. Перед одним из юмористических скетчей он прикрепил к системе Mikroport провод. Во время выступления он много ходил по сцене, запутался в проводе и «в гневе» отрезал его. О чудо, звук не пропал! Этот случай потом долго обсуждали в медиа, помогая повысить продажи Mikroport.

2. Первые наушники с открытой конструкцией – Sennheiser HD 414

Все наушники до 1968 года были закрытыми. Людям просто не приходило в голову, что без плотного охвата ушей можно добиться качественного звука.

Все изменилось, когда инженер Sennheiser Эрхард Михаэлис обнаружил преимущества открытой конструкции во время испытаний… диктофонного микрофона! Оказалось, у динамических капсюлей без корпусов звук лучше, чем у обычных наушников конца 60-х годов. Эдхард довел конструкцию из двух микрофонов на держателе до ума: добавил оголовье и поролоновые накладки.

Первые открытые наушники назвали HD 414. Они излучали звук в двух направлениях одновременно, за счет этого звуковая сцена была широкой и более естественной по сравнению с закрытой конструкцией. Новинка не выглядела солидно, ей прочили продажи не выше 500 штук. В итоге компания Sennheiser за 9 лет существования модели продала более 10 млн различных версий HD 414 – рекорд для наушников этого класса.

3. Экономия на бинауральной записи – стереомикрофон МКЕ 2002

Компания Sennheiser начала заниматься вопросами бинауральной записи еще в 60-х годах. Тогда на выставке Consumer Electronics Fair был представлен новый тип микрофона для бинауральной записи – «Оскар». Манекен со встроенными в ушные раковины микрофонами был точной копией человеческой головы. С его помощью удавалось сделать объемные записи, на которых слушатель различал звуки не только справа или слева, а сзади, спереди, снизу и сверху.

Бинауральная запись – специальный метод записи для воспроизведения в наушниках. Он учитывает физиологию человеческой головы, чтобы создать объемный звук. Не путайте со стереозаписью – она не учитывает расстояние между ушами, отражение звука от головы и ушных раковин, а также «акустическую тень» (участок пространства, где звук не слышен). Для бинауральной записи используют макет головы с ушными раковинами или без них.

На фото «Оскар» в центре
На фото «Оскар» в центре

Но «Оскар» стоил дорого и не каждый желающий записывать музыку мог себе его позволить. Тогда в 1974 году Sennheiser выпускает бинауральный микрофон МКЕ 2002. Гениальность этого решения заключалась в том, что системе не требовался макет для записи. МКЕ 2002 напоминал стетоскоп, был легким и не мешал во время записи. И да, вместо манекена использовалась голова записывающего. Именно за счет этого получалось сэкономить и сделать бинауральную запись доступной.

4. Стандарты индустрии – микрофоны MD 421 и MD 441

Динамический микрофон Sennheiser MD 421 появился в 1960 году и покорил рынок. Изначально он позиционировался как студийный микрофон для записи музыкальных инструментов. Но благодаря великолепным характеристикам, чистому звуку и эффективному подавлению акустической обратной связи он стал популярен на телевидении, радио, в публичных выступлениях – сфера применения оказалась очень широкой. Для разборчивой речи на записи и во время выступлений с трибуны сложно было придумать решение лучше. Особенность микрофона – диаметр мембраны 27 мм. Это редкий пример динамического микрофона с большой диафрагмой. Частотный диапазон 30–17 000 Гц (+/- 3 дБ) превышал существовавший на тот момент стандарт для Hi-Fi.

Динамический микрофон Sennheiser MD 441 выпустили в 1974 году. Если вы посмотрите выпуски программы «Время» 70-х годов или выступления Л. И. Брежнева, то увидите в кадре именно этот микрофон. Его специально закупали в Германии, несмотря на достаточно высокое качество аудиоприборов в СССР. Говорить или петь в MD 441 было привилегией. Этот уникальный динамический микрофон подходил для любой цели – он мог быть вокальным, дикторским или инструментальным. Даже при самом высоком уровне звукового давления он предлагал точный звук с минимумом искажений.

Рабочие характеристики MD 441 были сопоставимы с характеристиками конденсаторных микрофонов. Микрофон великолепно подавлял акустическую обратную связь, в нем применялся 5-позиционный переключатель спада НЧ и переключатель подъема ВЧ, антишоковая подвеска капсюля и интегрированный поп-фильтр.

5. Первые беспроводные гитары – передатчик Sennheiser SK 1008

В 1972 году на выставке во Франкфурте компания Sennheiser презентовала решение, освободившее гитаристов от оков проводов. «Радиогитара» обеспечивала беспроводное соединение с помощью встроенного передатчика SK 1008. При этом струны работали в качестве антенны. По необходимости к инструменту можно было подключить микрофон на гибком держателе, чтобы гитарист не был привязан к микрофону на стойке перед ним.

Как только появилась новинка с передатчиком SK 1008, производители гитар обратились к компании Sennheiser за аналогами для уже существующих моделей. Для таких случаев инженеры Sennheiser разработали выносные радиочастотные передатчики, которые крепились на ремне гитары.

6. «Оскар» для микрофона – Sennheiser MKH 816

Премию «Оскар» получил только один микрофон за всю историю – это Sennheiser MKH 816. Это случилось в 1987 году. Фриц Зеннхайзер в своей торжественной речи подчеркнул, что награду получил не он, а микрофон.

MKH 816 – стандарт киноиндустрии того времени. На него можно было записать идеально четкую речь актера на фоне проезжающего мимо поезда или ревущего водопада. Съемки на рынках и оживленных улицах тоже не были проблемой. MKH 816 понравился и журналистам – неважно, где брать интервью, собеседника всегда слышно.

7. Эталон наушников на годы вперед – Sennheiser the Orpheus

The Orpheus – серия электростатических наушников из двух моделей. Первая – HE 90/HEV 90 – в 1991 году разделила мир аудиофилов на «до» и «после». Это была первая система из наушников, лампового усилителя, цифро-аналогового преобразователя (ЦАП) и фонокорректора. С завода Sennheiser вышло 300 экземпляров HE 90/HEV 90, их сразу раскупили, несмотря на ценник в $15 000.

 HE 90/HEV 90 – это недостижимая для того времени детализация звука. Музыка воспроизводилась с высокой точностью во всем диапазоне частот. Допустим, вы решили послушать симфонический оркестр, но из дома выходить не хочется. Эти наушники давали самый точный звук, сравнимый с походом в филармонию.
HE 90/HEV 90 – это недостижимая для того времени детализация звука. Музыка воспроизводилась с высокой точностью во всем диапазоне частот. Допустим, вы решили послушать симфонический оркестр, но из дома выходить не хочется. Эти наушники давали самый точный звук, сравнимый с походом в филармонию.

В 2015 году появился преемник оригинальных «Орфеев», модель HE-1. Инженеры Sennheiser разрабатывали ее 10 лет. Суть осталась той же – любые ресурсы ради идеального звука, никаких компромиссов в пользу цены. Наушники обладают самым низким уровнем нелинейных искажений среди всех подобных аудиосистем. Словосочетание «кристально чистый звук» не было правдивым, пока не появились HE-1. Тираж модели не ограничен, Sennheiser производит ее под заказ за $55 500, примерно 4,1 млн рублей. Это самые дорогие наушники в мире, если не считать девайсы с бриллиантами (в них звук не ставят во главу угла).

 HE-1 – уникальная модель с точки зрения выбора материалов. Корпус – из гранулированного каррарского мрамора. Лампы в колпаках – из кварцевого стекла для надежной изоляции от окружающего пространства. Керамические электроды с золотым напылением, расположенные в головных телефонах. Мембрана с платиновым покрытием. Цель не в роскоши, а в максимальной эффективности передачи звука.
HE-1 – уникальная модель с точки зрения выбора материалов. Корпус – из гранулированного каррарского мрамора. Лампы в колпаках – из кварцевого стекла для надежной изоляции от окружающего пространства. Керамические электроды с золотым напылением, расположенные в головных телефонах. Мембрана с платиновым покрытием. Цель не в роскоши, а в максимальной эффективности передачи звука.

8. Первые в формате True Wireless – от MX W1 до MOMENTUM True Wireless 2

Думаете, идею TWS-наушников впервые воплотили Apple? Миф. Компания Sennheiser представила модель MX W1 еще в 2008 году. Они работали до 4 часов без подзарядки и использовали ныне забытый беспроводной интерфейс KLEER. Беспроводные технологии на тот момент еще не позволяли качественно передавать звук и были дорогими, поэтому модель не получила должного внимания. Инженеры ждали подходящего момента…

Первая модель полностью беспроводных MOMENTUM True Wireless, работающих через Bluetooth, появилась в 2019 году (презентация состоялась на IFA Berlin в 2018) и заслужила благосклонные отзывы за высокое качество звукопередачи. В 2020 вышла ее наследница – MOMENTUM True Wireless 2. Во втором поколении появилось активное шумоподавление – в поезде метро вы услышите только музыку. Кроме того, вы сможете разговаривать с коллегами, не вынимая наушников из уха, благодаря функции Transparent Hearing. В MOMENTUM True Wireless 2 увеличился запас автономной работы до 7 часов — почти в 2 раза. При этом качество звука осталось на таком же высоком уровне.

Бонус: Sennheiser в руках знаменитостей

В 2007 году во время вручения премии «Грэмми» состоялось возвращение легендарных The Police во главе со Стингом. Они исполнили хит Roxanne, и помогли им в этом микрофоны Sennheiser e 865 и HSP 4-ew. В 2019 году беспроводная техника Sennheiser участвовала в организации «Евровидения» в Тель-Авиве. Микрофонами Sennheiser пользовался Дэвид Боуи. В память о нем компания проспонсировала выставку David Bowie Is в лондонском Albert&Victoria Museum. С помощью собственных технических решений специалисты Sennheiser объединили объемный видеоряд экспозиции с объемным, погружающим в себя звуком.

Кадр из презентации выставки David Bowie Is
Кадр из презентации выставки David Bowie Is

R.V.Valery

Почитатель ретро техники

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Не копируйте текст!