75 лет Sennheiser: рассказ о компании, изменившей мир звука
К 75-летию компании мы подготовили 5 фактов об истории и продуктах Sennheiser. И это был бы очередной скучный текст, если бы не одно «но»: каждый из этих фактов перевернул мир звука. Так что не рассказать о них нельзя. Сейчас мы погрузимся в сладкую ностальгию. А вы – узнаете интересное о компании и сможете блеснуть эрудицией в дружеской беседе.
С чего все начиналось
Коротко об истории компании до первых инноваций в 1957 году.
· 1 июня 1945 год. Профессор Фриц Зенхайзер открывает компанию Laboratorium Wennebostel (LaborW) в городе Ведемарк. Фриц выбирал между двумя своими увлечениями: ландшафтным дизайном и электротехникой. Но сразу после Второй мировой войны людям было не до красивых лужаек. В первый год существования деятельность LaborW было сосредоточена на ремонте и производстве вольтметров.
· 1947 год. Компания разрабатывает свой первый микрофон.
· 1956 год. LaborW создает микрофон-пушку.
· 1958 год. Название компании меняется на Sennheiser Electronic в честь основателя. Первую революцию в звуке инженеры Sennheiser совершили годом ранее еще под названием LaborW.
Гайд по инновациям: как продукты Sennheiser определяли мир звука
1. Юмористические скетчи на службе инноваций – первый беспроводной микрофон Mikroport
В 1957 году на выставке во Франкфурте мир увидел первые беспроводные микрофоны. Теперь ведущим и музыкантам больше не нужно было выбирать: стоять на месте или путаться в проводах во время движения по сцене. Система Mikroport состояла из микрофона, передатчика и приемника. Работать с передатчиком можно было до 10 часов без перерывов на расстоянии до 100 м от приемника. Свобода от проводов определила развитие индустрии на годы вперед.
2. Первые наушники с открытой конструкцией – Sennheiser HD 414
Все наушники до 1968 года были закрытыми. Людям просто не приходило в голову, что без плотного охвата ушей можно добиться качественного звука.
Все изменилось, когда инженер Sennheiser Эрхард Михаэлис обнаружил преимущества открытой конструкции во время испытаний… диктофонного микрофона! Оказалось, у динамических капсюлей без корпусов звук лучше, чем у обычных наушников конца 60-х годов. Эдхард довел конструкцию из двух микрофонов на держателе до ума: добавил оголовье и поролоновые накладки.
Первые открытые наушники назвали HD 414. Они излучали звук в двух направлениях одновременно, за счет этого звуковая сцена была широкой и более естественной по сравнению с закрытой конструкцией. Новинка не выглядела солидно, ей прочили продажи не выше 500 штук. В итоге компания Sennheiser за 9 лет существования модели продала более 10 млн различных версий HD 414 – рекорд для наушников этого класса.
3. Экономия на бинауральной записи – стереомикрофон МКЕ 2002
Компания Sennheiser начала заниматься вопросами бинауральной записи еще в 60-х годах. Тогда на выставке Consumer Electronics Fair был представлен новый тип микрофона для бинауральной записи – «Оскар». Манекен со встроенными в ушные раковины микрофонами был точной копией человеческой головы. С его помощью удавалось сделать объемные записи, на которых слушатель различал звуки не только справа или слева, а сзади, спереди, снизу и сверху.
Бинауральная запись – специальный метод записи для воспроизведения в наушниках. Он учитывает физиологию человеческой головы, чтобы создать объемный звук. Не путайте со стереозаписью – она не учитывает расстояние между ушами, отражение звука от головы и ушных раковин, а также «акустическую тень» (участок пространства, где звук не слышен). Для бинауральной записи используют макет головы с ушными раковинами или без них.
Но «Оскар» стоил дорого и не каждый желающий записывать музыку мог себе его позволить. Тогда в 1974 году Sennheiser выпускает бинауральный микрофон МКЕ 2002. Гениальность этого решения заключалась в том, что системе не требовался макет для записи. МКЕ 2002 напоминал стетоскоп, был легким и не мешал во время записи. И да, вместо манекена использовалась голова записывающего. Именно за счет этого получалось сэкономить и сделать бинауральную запись доступной.
4. Стандарты индустрии – микрофоны MD 421 и MD 441
Динамический микрофон Sennheiser MD 421 появился в 1960 году и покорил рынок. Изначально он позиционировался как студийный микрофон для записи музыкальных инструментов. Но благодаря великолепным характеристикам, чистому звуку и эффективному подавлению акустической обратной связи он стал популярен на телевидении, радио, в публичных выступлениях – сфера применения оказалась очень широкой. Для разборчивой речи на записи и во время выступлений с трибуны сложно было придумать решение лучше. Особенность микрофона – диаметр мембраны 27 мм. Это редкий пример динамического микрофона с большой диафрагмой. Частотный диапазон 30–17 000 Гц (+/- 3 дБ) превышал существовавший на тот момент стандарт для Hi-Fi.
Динамический микрофон Sennheiser MD 441 выпустили в 1974 году. Если вы посмотрите выпуски программы «Время» 70-х годов или выступления Л. И. Брежнева, то увидите в кадре именно этот микрофон. Его специально закупали в Германии, несмотря на достаточно высокое качество аудиоприборов в СССР. Говорить или петь в MD 441 было привилегией. Этот уникальный динамический микрофон подходил для любой цели – он мог быть вокальным, дикторским или инструментальным. Даже при самом высоком уровне звукового давления он предлагал точный звук с минимумом искажений.
Рабочие характеристики MD 441 были сопоставимы с характеристиками конденсаторных микрофонов. Микрофон великолепно подавлял акустическую обратную связь, в нем применялся 5-позиционный переключатель спада НЧ и переключатель подъема ВЧ, антишоковая подвеска капсюля и интегрированный поп-фильтр.
5. Первые беспроводные гитары – передатчик Sennheiser SK 1008
В 1972 году на выставке во Франкфурте компания Sennheiser презентовала решение, освободившее гитаристов от оков проводов. «Радиогитара» обеспечивала беспроводное соединение с помощью встроенного передатчика SK 1008. При этом струны работали в качестве антенны. По необходимости к инструменту можно было подключить микрофон на гибком держателе, чтобы гитарист не был привязан к микрофону на стойке перед ним.
Как только появилась новинка с передатчиком SK 1008, производители гитар обратились к компании Sennheiser за аналогами для уже существующих моделей. Для таких случаев инженеры Sennheiser разработали выносные радиочастотные передатчики, которые крепились на ремне гитары.
6. «Оскар» для микрофона – Sennheiser MKH 816
Премию «Оскар» получил только один микрофон за всю историю – это Sennheiser MKH 816. Это случилось в 1987 году. Фриц Зеннхайзер в своей торжественной речи подчеркнул, что награду получил не он, а микрофон.
MKH 816 – стандарт киноиндустрии того времени. На него можно было записать идеально четкую речь актера на фоне проезжающего мимо поезда или ревущего водопада. Съемки на рынках и оживленных улицах тоже не были проблемой. MKH 816 понравился и журналистам – неважно, где брать интервью, собеседника всегда слышно.
7. Эталон наушников на годы вперед – Sennheiser the Orpheus
The Orpheus – серия электростатических наушников из двух моделей. Первая – HE 90/HEV 90 – в 1991 году разделила мир аудиофилов на «до» и «после». Это была первая система из наушников, лампового усилителя, цифро-аналогового преобразователя (ЦАП) и фонокорректора. С завода Sennheiser вышло 300 экземпляров HE 90/HEV 90, их сразу раскупили, несмотря на ценник в $15 000.
В 2015 году появился преемник оригинальных «Орфеев», модель HE-1. Инженеры Sennheiser разрабатывали ее 10 лет. Суть осталась той же – любые ресурсы ради идеального звука, никаких компромиссов в пользу цены. Наушники обладают самым низким уровнем нелинейных искажений среди всех подобных аудиосистем. Словосочетание «кристально чистый звук» не было правдивым, пока не появились HE-1. Тираж модели не ограничен, Sennheiser производит ее под заказ за $55 500, примерно 4,1 млн рублей. Это самые дорогие наушники в мире, если не считать девайсы с бриллиантами (в них звук не ставят во главу угла).
8. Первые в формате True Wireless – от MX W1 до MOMENTUM True Wireless 2
Думаете, идею TWS-наушников впервые воплотили Apple? Миф. Компания Sennheiser представила модель MX W1 еще в 2008 году. Они работали до 4 часов без подзарядки и использовали ныне забытый беспроводной интерфейс KLEER. Беспроводные технологии на тот момент еще не позволяли качественно передавать звук и были дорогими, поэтому модель не получила должного внимания. Инженеры ждали подходящего момента…
Первая модель полностью беспроводных MOMENTUM True Wireless, работающих через Bluetooth, появилась в 2019 году (презентация состоялась на IFA Berlin в 2018) и заслужила благосклонные отзывы за высокое качество звукопередачи. В 2020 вышла ее наследница – MOMENTUM True Wireless 2. Во втором поколении появилось активное шумоподавление – в поезде метро вы услышите только музыку. Кроме того, вы сможете разговаривать с коллегами, не вынимая наушников из уха, благодаря функции Transparent Hearing. В MOMENTUM True Wireless 2 увеличился запас автономной работы до 7 часов — почти в 2 раза. При этом качество звука осталось на таком же высоком уровне.
Бонус: Sennheiser в руках знаменитостей
В 2007 году во время вручения премии «Грэмми» состоялось возвращение легендарных The Police во главе со Стингом. Они исполнили хит Roxanne, и помогли им в этом микрофоны Sennheiser e 865 и HSP 4-ew. В 2019 году беспроводная техника Sennheiser участвовала в организации «Евровидения» в Тель-Авиве. Микрофонами Sennheiser пользовался Дэвид Боуи. В память о нем компания проспонсировала выставку David Bowie Is в лондонском Albert&Victoria Museum. С помощью собственных технических решений специалисты Sennheiser объединили объемный видеоряд экспозиции с объемным, погружающим в себя звуком.