Музыка в руках

Вот она, моя первая пластинка. С нее все началось. Это был год 2009-2010, я училась в школе и долго ныла, что хочу «ну хотя-бы одну старенькую пластиночку, ну пожалуйста»! Разумеется, окружающие воспринимали это с легкой усмешкой — мол, «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы ненужный хлам в дом не тянуло», но однажды мне удалось уболтать маму поговорить с подругами на предмет наличия стареньких записей где-нибудь на чердаке.

И вот, спустя какое-то время, мама пришла с работы с большим пакетом. Самым обычным, «благодарим за покупку» или что-то вроде того, все знают. И там лежала она, моя будущая фонотека.

Первое впечатление, когда я достала из огромного пакета старенький конверт… Это уникальные эмоции, которые не поддаются описанию ни на одном языке мира. Дело в том, что я никогда прежде не держала в руках настоящую виниловую пластинку. Я видела фотографии в Интернете, примерно представляла, что это большой черный диск, но ни разу не была так близко к нему. Странное ощущение пронеслось по телу, как будто ты действительно держишь Музыку. И этот потертый конверт — часть истории, часть чего-то цельного и великого.

Никогда не слышала о группе The Tumbleweeds. И сейчас о ней не слышу. Все, что я знаю об этих ребятах, — это то, что именно их запись появилась у меня в тот вечер.

Конверт вполне традиционный для того времени: название коллектива большими красными буквами, огромная фотография, надпись поменьше с названием альбома «Country And Western Music» и монограмма лейбла.

Края внутреннего конверта слегка затерты… Это значит, что пластинку любили и часто слушали. Но, несмотря на это, сам лонгплей в очень хорошем состоянии. Пластинку ценили и обращались с ней аккуратно. Оба яблочка идеальны. И еще в те школьные времена меня повеселил знак «stereo/mono». Я понимаю, что альбом 1972 года выпуска, и стерео проигрыватели только входили в дома к среднему населению, но неужели этот странный ход, вроде «Эту запись можно играть даже на стерео!» или «Ничего, если у Вас еще нет стерео проигрывателя, слушайте в моно!» действительно мог повысить коммерческий успех пластинки?

Бегло рассмотрев обложку и сам лонгплей, я обратилась к задней стороне конверта. Первым сюрпризом было то, что это румынская версия. Оформление «задника» так же типично для тех времен: ярко-красная надпись «The Tumbleweeds», список песен (с переводом на румынский язык), перечень музыкантов и краткое описание всего, что спрятано в тончайших виниловых дорожках.

Вот так, минут с десять, я стояла в коридоре совершенно ошарашенная, не смея отпустить такой ценный подарок.

И через какое-то время (когда я начала потихоньку возвращаться на Землю), мне вновь захотелось рассмотреть конверт. Ни о каком проигрывателе тогда и речи быть не могло, поэтому возможности прослушать свою пластинку я не имела. Все, что у меня было — это старый румынский лонгплей и кое-какие знания в области мировой Музыки тех лет. Я просто села на диван и начала вглядываться в конверт, больше и больше…

The Tumbleweeds — шесть музыкантов. Басы, две акустические гитары (скорее всего, ритм), «человек без инструмента в руках» — как я предположила, ударник, девушка — скорее всего, солистка, она тоже без инструмента, и парень с Телекастером. Именно эта гитара является моей самой любимой моделью, с самых незапамятных времен. И то, что на моей первой пластинке будет звучать ламповый Фендер, притягивало еще больше. Судя по названию альбома, следовало ожидать Музыку в стиле кантри и вестерн. Это тоже было неплохо, подобные жанры мне нравятся. Сама фотография выполнена на фоне… деревни? Двора? Колодца? Чего-то такого сельского, домашнего, что вполне поддается описанию английским словом «country».

На обороте меня, прежде всего, удивило то, что песни не поделены на две стороны, как я это видела в Интернете на пластинках Битлов. И нумерация идет сквозная — с первой по двенадцатую песню. Зато проставлена длительность каждого трека и авторы. Названия композиций, по-моему, самые типичные для песен жанра кантри: «Louisiana Man», «A Girl Named Johnny Cash», «Cajun Baby», «Wabash Cannonball», «Bobby McGee». Ниже — имена всех музыкантов и инструментов, на которых они играют. Правда, на румынском языке. До сих пор жутко хочется приписать букву «о» к слову pian и вторую «s» к chitară bas. Но даже не владея румынским, я поняла, что девушку зовут Ine Masseurs, и она, как и ожидалось, солистка. Басист — Mickey De Boer. Ruud Hermans и Berry Masseurs обеспечивают гитарную ритм-секцию, причем Рууд еще иногда поет. Слово «baterie» моему переводу не поддалось (гугл-переводчика у меня на тот момент не было), и методом исключения я поняла, что «человек без инструмента в руках» действительно ударник, и зовут его Ad Masseurs. Парень с Телекастером — Tom Masseurs, он держит все соло, причем, не только на электрогитаре, но и на маримбе и стил-гитаре. А вот сессионного пианиста Джерарда Селларда на обложку почему-то не поместили.

Нельзя не заметить, что в записи задействовано слишком много Массьюрсов — в голову сразу приходят «семейные» концерны для создания Музыки, — опять-таки, вполне распространенная практика как для того времени, так и для жанра.

Вот так, сидя на диване, я познакомилась со всей группой «The Tumbleweeds».

После списка песен идет яркая красная полоса. Не знаю, чем, но именно эта полоса с серийным номером, названием оригинального лейбла и большой надписью «MADE IN ROMANIA» меня очень привлекла. Это может быть малоизвестная группа, возможно, и не снискавшая популярность запись, но эта полоса, отделяющая список песен от кратких комментариев к работе, определенно придает шарм всему конверту.

Описание альбома, или, на винилосленге, «sleeve notes», — это отдельная и очень важная часть многих виниловых пластинок. Как я уже говорила, полноценного доступа к Интернету в те далекие времена у меня не было. И, как и почти 40 лет назад, единственным способом получить хоть какую-нибудь информацию о группе были именно эти заметки. Как хорошо, что на данном издании весь текст продублирован на английском! Это был как раз тот период, когда я только-только самостоятельно начала изучать язык. Поэтому я в тот же вечер обложилась всеми имеющимися в резерве словарями и начала переводить. Самое главное, чего и следовало ожидать, — The Tumbleweeds — действительно семейный коллектив, основатели которого три брата и сестра. Они из Нидерландов, но снискали широкую популярность в Федеративной Республике Германии (72й год, как-никак!), поэтому активно гастролируют по всей Европе. Сами музыканты — талантливые-расталантливые виртуозы, лидером группы (или, как сейчас говорят, «фронтменом») является Том, но и остальные братья тоже не стоят в стороне. В последнем абзаце заметок говорится о том, что изначально The Tumbleweeds записывались на BASF Recording — компании, специализирующейся на Музыке кантри и вестерн. Это, своего рода, является подтверждением узкой стилистической направленности коллектива.

         Вообще, для своих лет конверт очень неплохо сохранился. Да, протерся сбоку, слегка расходится по краям, но, повторюсь, что пластинку любили, и это чувствуется.

Я прекрасно осознаю, как глупо выглядит школьница, рассматривающая конверт альбома без малейшей надежды его послушать. И сколько еще вечеров я проводила, просто изучая оформление пластинки! Моей первой, единственной тогда, настоящей пластинки. Я даже пыталась читать по-румынски (что, кстати, очень весело). И долгое время эта запись была лишь украшением интерьера. Да, потом к ней присоединились и Элвис, и МакКартни, и целая стопка советской эстрады (которая потом также успешно от нее отсоединилась), но самая первая, самая главная пластинка, после которой я поняла, что хочу коллекционировать винил, — это «Country And Western Music» малоизвестной голландской группы The Tumbleweeds.

Проигрыватель потом появился. Сначала старенькая шипяще-хрипящая «Россия», с наглухо припаянным монодинамиком. Но это было не важно. Сама возможность послушать записи, сопоставить, наконец, звучание с той картинкой, которая годами выстраивалась в голове лишь на основе конверта, уже являлась большим подарком. И в случае с Tumbleweeds все надежды оправдались.

Да, это самый типичный кантри, разве что, слегка более современный, чем обычно подразумевают под этим словом. С некоторым уходом в поп. Очень веселенькая пластинка с быстрыми композициями, слушается легко. Голос солистов приятный, настроение альбома передано отлично. Моя самая любимая песня — «You’re Still On My Mind», она наиболее эстрадная, как мне кажется, вполне бы вписалась в репертуар позднего Элвиса. Но, в общем, работа выдает именно то, чего следует ожидать из названия «Country And Western Music».

Весь этот долгий рассказ лишь об одном: каждая вещь имеет историю, нужно только ее уловить, правильно прочитать. Даже не сделав самого главного — не послушав запись (собственно того, что является смыслом данного носителя), можно сложить впечатление о Музыке. И именно с виниловыми пластинками это возможно больше всего. Их конверты большие, красочные, хорошо продуманные. Их хочется рассматривать. И они в гораздо большей степени подвержены износу, чем компакт-диски. Бумажный конверт оставляет ощущение, его снова хочется взять в руки. Это действительно История. И кусок винила, обернутый в картонку, может рассказать больше, чем Википедия. Это Музыка, которую можно потрогать.

         P.S. Даже спустя столько лет, имея полноценный доступ к быстрому Интернету, я не хочу искать информацию о The Tumbleweeds. Для меня они навсегда останутся шестью музыкантами, играющими кантри Музыку на моей первой виниловой пластинке.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Не копируйте текст!